Геррит Ритвельд в Утрехте

    10 февраля 2019

    Второй раз съездила в Утрехт, нашла домики Геррита Ритвельда, наснимала экстерьеров с интерьерами, обзавидовалась коллекции мебельных моделек и постояла рядом с красно-синим креслом.

    Докладываю по порядку.

    Прибыла поездом на Утрехт Централ, запаслась бутером с селедкой и двинула в город. На этот раз оседлать велосипед побоялась. Все домики из моего списка построены близко друг к другу, как-нибудь обойду их пешком за пару часов.

    Первым отыскала дом Шрёдер. Предыстория у него вот такая. В двадцатые годы прошлого века Геррит Ритвельд проектировал мебель, влился в движение Де Стейл и вместе с товарищами придумал стиль неопластицизм. Тут пришла мадам Шрёдер и заказала дизайнеру целый дом. Ритвельд не растерялся и построил самое знаменитое в Утрехте здание.

    За неделю до поездки я купила билет на интерьерную экскурсию по дому Шрёдер. Внутрь пускают по шесть человек каждый час. В день проходит всего пять визитов.

    До начала экскурсии покрутилась вокруг дома и изучила фасады.

    В архитектуре Ритвельд использовал те же фирменные приемчики, что и в мебели. Сложил объём из белых и серых блоков с черными оконными и дверными рамами. По фасадам раскидал вертикальные и горизонтальные красные, жёлтые и синие полоски.

    Ритвельд собирался построить весь дом из бетона, но денег хватило только на бетонный фундамент и балкончики. Все остальные стены выложили из кирпича и покрыли штукатуркой. С виду не заметно.

    В назначенный час зашла внутрь дома и присоединилась к своей группе экскурсантов. Нам выдали поэтажный план и аудиогид. Хранитель дома проинструктировал что можно, а что нельзя, посоветовал разбрестись по комнатам, чтобы нам шестерым было не тесно. Но попросил собраться всем вместе на втором этаже, обещал показать шоу.

    Нагуглила вам планы обоих этажей, будем сверяться вместе. Замечу сразу, что никакого рояля на втором этаже на самом деле нет. На этом месте стоит кое-что покруче.

    Хранитель оказался классным и разговорчивым парнем. Я выключила свой аудиогид, пристроилась за ним и слушала про интерьерные задумки Ритвельда с его слов.

    На первом этаже собраны традиционные помещения. Самая просторная — кухня. Выглядит супер современно и удобно. Все ящички и полки продуманы, даже встроили лифт для подачи еды на второй этаж.

    Дверцы, ручки и всю зону готовки покрасили черным цветом, чтобы пятна не было заметно.

    В противоположном крыле первого этажа архитектор устроил себе студию, а после смерти жены и вовсе перебрался в дом и жил вместе с мадам Шрёдер и тремя ее детьми.

    Вертикальные и горизонтальные разноцветные полоски с фасадов переползли в интерьер.

    На отопление денег не пожалели. Эти мощные батареи — самая дорогая часть строительства.

    На второй этаж поднимаемся по винтовой лестнице.

    Сразу за ней стоит буржуйка и банкетка со столиком. Вот вам и семейная гостиная.

    Весь этаж — это одно открытое пространство. Только осмотрелись, как хранитель надел белые перчатки и начал откуда-то выдвигать стены, соединять перегородки и за минуту поделил этаж на отдельные помещения.

    Наша группа оказалась разбросана по разным комнатам, хотя мы никуда не передвигались. Кто-то остался в холле, я оказалась в мастер-спальне, а остальных закрыли в детских.

    Стены вновь зашевелились, и мы опять оказались в одной большой комнате. Ритвельд придумал концепцию с раздвижными перегородками для детей. Когда стен нет, дети играют в едином пространстве. Вечером стены сдвигают, и у каждого появляется своя спальня.

    Мадам заказчица потребовала от Ритвельда предусмотреть в каждой комнате умывальник, выход на балкон и чтобы кровати двигались. Мастер всё исполнил и придумал в придачу всю мебель и светильники.

    Трюс Шрёдер выбрала шикарное местечко для дома с видом на луга. А всего через пару лет буквально у нее за окном построили шоссе с виадуком. Сейчас окна заросли деревьями, а машин не слышно.

    Я прониклась концепцией: «а давайте-ка покрасим в черный все, что может запачкаться». Берите на заметку, кто живет под одной крышей с тремя детьми.

    Поворотные окна открываются не больше, чем на 90 градусов, чтобы не портить прямоугольные фасады.

    На деревянном полу из досок постелены куски черного, серого и красного линолеума. Он расчерчивает отдельные зоны. Возле кроватей сделали вставки из войлока — это вместо ковра.

    О чистоте и гигиене Ритвельд тоже позаботился. В доме я насчитала тринадцать раковин.

    После экскурсии увидела в холле сувенирного магазинчика витрину с моделями мебели Ритвельда и давай разглядывать эти милые малюсенькие стульчики. Уже зашла следующая группа экскурсантов, а я все еще не отлипла от витрины.

    Хранитель посоветовал купить открытки с выкройками стульев Ритвельда и самой себе склеить игрушки.

    Прямо через дорогу от дома Шрёдер стоят другие ритвельдовские домики.

    Деятельная мадам Шрёдер в тридцатом году купила ещё земли, а Ритвельд построил на ней два жилых блока. Вместе Геррит и Трюс придумали интерьеры с раздвижными перегородками, вставили железные оконные рамы, предусмотрели деревянные полы и наполнили комнаты своей авторской мебелью. Одну квартиру открыли для посетителей как шоу-рум, а дома хотели запустить в массовое строительство.

    Фасады спроектировали простые, с большими окнами. Красно-жёлто-синих полосок мы уже не увидим. Историки архитектуры подозревают, что в этот период Ритвельд перешел на сторону функционализма.

    Соседний блок — это сиквел предыдущего. Его построили двумя годами позже.

    Дома стоят напротив того самого виадука, который испортил вид из окон мадам Шрёдер. В переходе под ним вы тоже встретите немножко Ритвельда.

    Следующий дом архитектор построил в частном низкоэтажном секторе. Поснимала фасады с улицы и удивилась, какого черта здесь делает белая керамическая собака. Надеюсь, на заднем дворе хозяева не припрятали лебедя из покрышки.

    На закате дошла до экспериментального Дома Шофёров у канала. Только я достала камеру, как прямо перед домом припарковалась синяя машина. Влезла во все кадры, но хотя бы не противоречит основным цветам неопластицизма.

    Этот дом построили по проекту Ритвельда в конце двадцатых годов всего за две недели. Взяли модуль метр на метр, поставили скелет из двутавров, навесили на него бетонные стеновые панели в белую крапинку и вставили окна. Вот и всё, дом готов.

    Архитектор придумал дом, который можно быстро собрать из типовых элементов и отдать под социальное жилье.

    В эксперименте по началу не учли какие-то детали, и крыша всегда протекала во время дождей, отчего дом прозвали ситом. Недавно шоферский дом капитально отремонтировали и крышу поправили.

    Вот и все ритвельдовские домики, которые нашлись в Утрехте. Прогулке и бутерброду с селедкой конец, а кто любит Ритвельда — молодец!